Строительный портал - Goodplacenv
  • Главная
  • Баня
  • Пандусы для инвалидов: нормы. Установка пандусов для инвалидов – правила и нормативы Устройство нормы пандуса на лестничный пролет

Пандусы для инвалидов: нормы. Установка пандусов для инвалидов – правила и нормативы Устройство нормы пандуса на лестничный пролет

В соответствии с законодательством маломобильным группам населения должен быть обеспечен безбарьерный доступ к объектам городской инфраструктуры. Очень часто данные требования закона не соблюдаются.

1. Инвалиды
2. Люди с временным нарушением здоровья
3. Беременные женщины
4. Пожилые люди
5. ЛЮДИ С ДЕТСКИМИ КОЛЯСКАМИ

Ниже указан перечень законодательных актов, в соответствии с которыми Вы вправе требовать установить откидной либо стационарный пандус БЕСПЛАТНО в вашем подъезде.

Закон г. Москвы от 17 января 2001 г. N 3. Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы

Настоящий Закон в совокупности с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия призван способствовать обеспечению свободы передвижения маломобильных граждан и созданию им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Закон регулирует отношения, связанные с созданием условий для беспрепятственного передвижения, доступа маломобильных граждан и их пользования объектами социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы; определяет тенденции к интеграции инвалидов в общество, устранению дискриминационного воздействия архитектурных, транспортных и коммуникационных барьеров, ущемляющих права и свободы маломобильных граждан.

Закон определяет общие требования по приспособлению объектов для беспрепятственного передвижения, доступа к ним инвалидов и других маломобильных граждан, в соответствии с федеральным законодательством, действующими градостроительными нормативами, строительными нормами и правилами, и устанавливает ответственность за их нарушение в городе Москве.

Статья 1. Основные понятия

маломобильные граждане - инвалиды всех категорий, к которым относятся лица, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приведшими к ограничению жизнедеятельности, и вызывающее необходимость их социальной защиты; лица пожилого возраста; граждане с малолетними детьми, в том числе использующие детские коляски; другие лица с ограниченными способностями или возможностями самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, вынужденные в силу устойчивого или временного физического недостатка использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления и собак-проводников;
инженерная, транспортная и социальная инфраструктуры - комплекс сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования, а также объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, обеспечивающий устойчивое развитие и функционирование поселений и территорий;
государственные градостроительные нормативы, строительные нормы и правила - нормативно-технические документы, разработанные и утвержденные федеральным органом архитектуры и градостроительства или органами архитектуры и градостроительства города Москвы и подлежащие обязательному исполнению при осуществлении градостроительной деятельности всех видов.

Статья 2. Основополагающие, нормативные правовые акты, регулирующие правовые отношения, установленные настоящим Законом
Правовые отношения, установленные настоящим Законом, регулируются нормативными правовыми актами и основополагающими документами, регламентирующими свободы и права инвалидов, а также требования по обеспечению свободного передвижения, доступа маломобильных граждан и их пользования объектами социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, которыми являются:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Градостроительный кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
  • Федеральный закон "Об обслуживании инвалидов";
  • Декларация прав и свобод человека и гражданина;
  • Декларация прав инвалидов ООН;
  • Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов ООН;
  • постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 19 ноября 1993 года N 1188 "Об утверждении перечня категорий инвалидов, для которых необходимы модификации средств транспорта, связи и информатики";
  • постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года N 1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры";
  • Устав города Москвы;
  • распоряжение Мэра Москвы от 27 августа 1997 года N 684-РМ "О дополнительных мерах по обеспечению беспрепятственного передвижения и доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры";
  • Градостроительные нормативы и правила (СНиП: 2.07.01-89, 2.08.02-89, 2.09.02-85, 2.09.04-87; ВСН 62-91; РДС 35-201-98; Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения, выпуски 1, 2, 3, 7, 10, 12, 13, 14, 19, 20; Московские городские строительные нормы (МГСН); пособия и рекомендации по комплексному проектированию окружающей среды, зданий, сооружений и территорий для людей с физическими ограничениями, разработанные Москомархитектурой, утвержденные и введенные в действие решениями Правительства Москвы и органов архитектуры).
См. РДС 35-201-99 "Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры", принятый и введенный в действие совместным постановлением Госстроя РФ и Минтруда РФ от 22 декабря 1999 г. N 74/51 взамен РДС 35-201-98

Статья 3. Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащие оснащению специальными приспособлениями и оборудованием
К объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан, относятся:

  • жилые здания государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда;
  • административные здания и сооружения;
  • объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.);
  • объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения;
  • объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, финансово-банковские учреждения;
  • гостиницы, отели, иные места временного проживания;
  • физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки;
  • объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население;
  • станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта;
  • почтово-телеграфные и другие здания и сооружения связи и информации;
  • производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда;
  • тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей;
  • прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.

Статья 4. Перечень специальных приспособлений и оборудования для оснащения объектов инфраструктур города
Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими специальными приспособлениями и оборудованием:

  • визуальной и звуковой информацией;
  • специальными указателями около строящихся и ремонтируемых объектов;
  • звуковой сигнализацией у светофоров;
  • телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов;
  • санитарно-гигиеническими помещениями;
  • пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания;
  • пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок городского транспорта общего пользования;
  • специальными указателями маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон;
  • пандусами и поручнями у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров;
  • пандусами при входах в здания, пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в надземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей.
На автостоянках и в местах парковки транспортных средств, независимо от форм собственности стоянок, должно выделяться до 10 процентов мест (но не менее одного места), наиболее удобных для въезда и выезда, для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Места парковки оснащаются специальными указателями. Инвалиды, а также лица, их перевозящие, в тех случаях, когда инвалиды имеют противопоказания к управлению автотранспортом, пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

Статья 5. Организация общедоступности объектов инфраструктур города для маломобильных граждан
Органы исполнительной власти Москвы, органы местного самоуправления, предприятия и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия для доступа инвалидов и маломобильных граждан к объектам и беспрепятственного их передвижения в городе. Планировка и застройка новых микрорайонов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений, их комплексов, средств связи и информации без приспособлений для доступа к ним инвалидов и маломобильных граждан не допускаются.
В состав основных видов и стадий разработки проектной документации на строительство новых объектов социальной инфраструктуры включается специальный раздел проекта с пояснительной запиской "Основные решения по обеспечению условий жизнедеятельности инвалидов и маломобильных граждан". Оснащение специальными приспособлениями и оборудованием действующих объектов для доступа и пользования маломобильными гражданами осуществляется в период проведения их реконструкции и планово-предупредительных ремонтов, если планировка позволяет осуществить эти работы. В случаях невозможности выполнения в полном объеме требований нормативно-технических документов по приспособлению для маломобильных граждан действующих объектов, собственниками и балансодержателями таких объектов по согласованию с органами исполнительной власти Москвы и органами власти районов должны осуществляться все мероприятия, архитектурно возможные для исполнения.
Окончательное решение о невозможности выполнения в полном объеме требований по доступности инвалидов без посторонней помощи к каждому конкретному объекту может быть вынесено только судом. Органы исполнительной власти Москвы, административных округов и местного самоуправления, при необходимости, могут разрабатывать мероприятия или отдельные целевые программы по созданию условий беспрепятственного передвижения и доступа инвалидов к действующим объектам. Финансовые затраты, связанные с выполнением норм настоящего Закона в части обеспечения доступности вновь строящихся и действующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы для маломобильных граждан, несут собственники и балансодержатели указанных объектов.

Статья 6. Участие общественных объединений инвалидов в решении вопросов приспособления городской среды для инвалидов
Общественные объединения инвалидов имеют право на объективную, достоверную и полную информацию о степени доступности объектов инфраструктур города для пользования инвалидами и о всех мероприятиях, изменяющих степень доступности.
Общественные объединения и организации инвалидов вправе обращаться в органы исполнительной власти города, органы власти районов с предложениями по улучшению доступности объектов инфраструктур города для пользования инвалидами. Органы исполнительной власти Москвы, организации и предприятия независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов по их беспрепятственному передвижению и адаптации в городской среде. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке. Представители общественных объединений инвалидов, при необходимости, включаются в состав комиссий по приемке в эксплуатацию зданий и сооружений с правами и полномочиями, равными правам и полномочиям любого другого члена этих комиссий.

Статья 7. Контроль за обеспечением доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур
Контроль за выполнением требований нормативных правовых актов, градостроительных нормативов, норм и правил в части создания условий для доступа инвалидов и маломобильных граждан к объектам и беспрепятственного их передвижения в городе при разработке документации на всех стадиях проектирования, строительстве новых, реконструкции, капитальном ремонте и переоборудовании действующих помещений, зданий, сооружений, благоустройстве территорий и пешеходно-транспортной сети осуществляется должностными лицами органов исполнительной власти Москвы, органов местного самоуправления, государственных инспекций и органов архитектуры и градостроительства, уполномоченных на то законодательными актами Российской Федерации, в пределах их компетенции. Действия и решения указанных должностных лиц, осуществляющих контроль, могут быть обжалованы в суд в установленном порядке.
Согласно статье 9 настоящего Закона статья 8 вводится в действие через 6 календарных месяцев после вступления в силу настоящего Закона.

Статья 8. Ответственность за нарушение настоящего Закона
За нарушение норм настоящего Закона устанавливается административная и иная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Административная ответственность устанавливается за следующие нарушения:

  • нарушение установленного порядка разработки и утверждения проектной документации без учета требований государственных градостроительных нормативов и правил по обеспечению беспрепятственного передвижения, доступа инвалидов и маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры и пешеходно-транспортной сети города влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда и должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
  • невыполнение или уклонение от исполнения требований по обеспечению доступа инвалидов и маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур при строительстве новых, реконструкции, капитальном и текущем ремонте действующих зданий и сооружений, благоустройстве территорий и дорог, осуществляемых балансодержателями, арендаторами и пользователями этих объектов, а также строительными и ремонтно-строительными организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, влечет за собой наложение штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда и должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
Штрафы, взимаемые за вышеуказанные административные нарушения, зачисляются в бюджет города Москвы и используются в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы. Неоднократное нарушение норм настоящего Закона в период строительства и проведения ремонтных работ объектов и территорий юридическим лицом, а также нарушение, совершенное в течение одного года с момента наложения штрафа, может явиться основанием ликвидации юридического лица в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 61 ГК РФ.

Статья 9. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу, в соответствии с Законом города Москвы от 14 декабря 1994 года N 22 "О законодательных актах города Москвы", со дня его официального опубликования, за исключением статьи 8.
Статью 8 ввести в действие через 6 календарных месяцев после вступления в силу настоящего Закона.

П.п. Мэр Москвы Ю.М. Лужков

Постановление Правительства Москвы от 07.12.2004 N 852-ПП О совершенствовании работы по приспособлению инфраструктуры города Москвы для нужд инвалидов и других категорий маломобильных граждан

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РАБОТЫ ПО ПРИСПОСОБЛЕНИЮ ИНФРАСТРУКТУРЫ
ГОРОДА МОСКВЫ ДЛЯ НУЖД ИНВАЛИДОВ И ДРУГИХ КАТЕГОРИЙ
МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРАЖДАН

В целях дальнейшего совершенствования работы по приспособлению инфраструктуры города Москвы для нужд инвалидов и других категорий маломобильных граждан, объединения усилий органов исполнительной власти и общественных организаций инвалидов в этой работе Правительство Москвы постановляет:
1. Руководителям комплексов городского управления, префектам административных округов города Москвы, руководителям органов исполнительной власти города Москвы обеспечить неукоснительное соблюдение норм Закона города Москвы от 17 января 2001 года N 3 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы", а также других законодательных и нормативных актов в данной области, в том числе:

  • на стадии планировки и застройки новых микрорайонов;
  • при реконструкции и ремонте зданий и сооружений, в том числе при выполнении планово-предупредительных ремонтов, если планировка и технические условия позволяют выполнить эти работы;
  • осуществлять финансирование затрат на приспособление городской среды за счет средств, предусмотренных на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, благоустройство города, включая средства целевых бюджетных фондов развития территорий города Москвы, а также средств, выделяемых на текущее финансирование (по соответствующим кодам бюджетной классификации);
  • привлекать представителей московских общественных организаций всероссийских обществ инвалидов, глухих и слепых для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов по их беспрепятственному передвижению и адаптации в городской среде.
2. С учетом принятых федеральных нормативно-правовых актов по вопросам социальной защиты населения в 2005 году Департаменту социальной защиты населения города Москвы совместно с Объединением административно-технических инспекций города Москвы, Государственной жилищной инспекцией города Москвы, Департаментами жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, экономической политики и развития города Москвы, финансов города Москвы и с привлечением московских городских общественных организаций всероссийских обществ инвалидов, глухих и слепых подготовить предложения о внесении изменений в Закон города Москвы от 17 января 2001 года N 3 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы" в части уточнения понятийного аппарата, состава основных адаптационных мероприятий, принципов, порядка, организации и управления процессом адаптации объектов городской инфраструктуры для нужд маломобильных категорий граждан.
3. Департаменту социальной защиты населения города Москвы обеспечить координацию деятельности отраслевых и территориальных органов исполнительной власти города Москвы, взаимодействие с общественными организациями инвалидов по созданию доступной среды для маломобильных категорий граждан.
4. Принять к сведению, что Комплексной целевой программой "Социальная интеграция инвалидов города Москвы на 2004-2006 годы", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 29 июня 2004 года N 442-ПП "О выполнении Комплексной целевой программы реабилитации инвалидов в городе Москве на 2001-2003 годы и о Комплексной целевой программе "Социальная интеграция инвалидов города Москвы на 2004-2006 годы" предусмотрены мероприятия по адаптации для инвалидов и других маломобильных граждан инфраструктуры города Москвы на 2004-2006 годы.
5. Мосгосэкспертизе обеспечить постоянный контроль за обязательным включением в проектно-сметную документацию раздела "Основные решения по обеспечению условий жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения", учитывая необходимость комплексного приспособления для всех категорий маломобильных граждан вновь строящихся, реконструируемых и ремонтируемых объектов. Применять меры ответственности к заказчикам, не соблюдающим указанные требования.
6. Инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора г. Москвы:
6.1. В двухмесячный срок по согласованию с Департаментом социальной защиты населения города Москвы, московскими городскими общественными организациями всероссийских обществ инвалидов, глухих и слепых подготовить и внести на утверждение проект постановления о внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 11.07.2000 N 530 "Об утверждении Московских городских строительных норм "Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения", предусмотрев в нем обязательное включение в указанный нормативный документ требований по приспособлению инфраструктуры города Москвы на стадии контроля за проведением строительных работ и ввода объектов в эксплуатацию.
6.2. Привлекать к административной ответственности лиц, допускающих нарушения утвержденных проектов в части обеспечения условий жизнедеятельности инвалидов и других категорий маломобильных граждан.
7. Просить Московскую городскую общественную организацию Всероссийского общества инвалидов осуществить проверку использования специально оборудованных жилых помещений, предоставленных инвалидам и другим категориям маломобильных граждан, проанализировать практику предоставления жилых помещений и внести предложения о дальнейшем их использовании и предоставлении.
8. Департаменту социальной защиты населения города Москвы в 2005 году по результатам реализации в двух районах города Москвы пилотного проекта по инвентаризации и паспортизации объектов, подлежащих адаптации для маломобильных категорий граждан, проводимой в соответствии с п. 4.1.8 Комплексной целевой программы "Социальная интеграция инвалидов города Москвы на 2004-2006 годы", разработать и утвердить единую форму и порядок передачи информации префектурами административных округов для включения в Реестр учета и описания объектов, на которых проведены мероприятия по приспособлению их для нужд маломобильных категорий граждан (включая сданные в эксплуатацию подъемно-транспортные устройства).
9. Департаментам социальной защиты населения города Москвы, образования города Москвы, здравоохранения города Москвы, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Комитетам по культуре города Москвы, физической культуры и спорта города Москвы:
9.1. Совместно с префектурами административных округов и управами районов, арендаторами и балансодержателями зданий и сооружений в 2005 году сформировать и ежегодно пополнять базу данных приспособленных объектов с их полной характеристикой.
9.2. Не допускать приемку в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов, оснащенных подъемными платформами для инвалидов, без сдачи их в эксплуатацию Мосгостехнадзору.
10. Префектурам административных округов:
10.1. Обеспечить формирование базы данных о подлежащих приспособлению и приспособленных для нужд маломобильных категорий граждан в пределах административного округа объектах и провести их паспортизацию.
10.2. Учитывать результаты инвентаризации и паспортизации объектов при разработке планов адаптации для маломобильных категорий граждан территориальной инфраструктуры, а также для определения потребности ежегодных расходов на адаптацию городской среды.
10.3. Ежегодно утверждать плановые задания на приспособление подъездов жилых домов, входных групп общественных и производственных зданий, а также квартир, в которых проживают инвалиды, в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, а при невозможности их приспособления - вносить предложения о переселении инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в специально приспособленные квартиры.
10.4. Совместно с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы отработать единую схему принятия на баланс дирекций единого заказчика и осуществления последующей эксплуатации подъемных платформ для инвалидов, устанавливаемых в домах-новостройках и действующих жилых домах.
10.5. Включать в состав приемочных комиссий по приемке в эксплуатацию новых и приспосабливаемых объектов представителей окружных общественных организаций всероссийских обществ инвалидов, глухих и слепых.
11. Департаменту транспорта и связи города Москвы:
11.1. Совместно с Департаментом социальной защиты населения города Москвы, Управлением Московской железной дороги, ГУП "Мосгортранс" и московскими городскими общественными организациями всероссийских обществ инвалидов, глухих и слепых в 2005 году разработать комплексные планы мероприятий по поэтапному приспособлению для инвалидов и других категорий маломобильных граждан железнодорожных вокзалов, остановочных пунктов пригородных электропоездов, автовокзалов.
11.2. Рекомендовать администрации железнодорожных вокзалов разработать и распространить справочные и информационные материалы о доступности указанных объектов для нужд инвалидов.
11.3. Совместно с ГУП "Московский метрополитен" разработать в 2005 году мероприятия поэтапного приспособления для инвалидов и других маломобильных граждан наземных вестибюлей, станций, переходов, посадочных платформ и подвижного состава и представить их на рассмотрение Правительства Москвы.
12. Признать утратившим силу пункт 7 постановления Правительства Москвы от 26 августа 2003 года N 718-ПП "О мерах по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы".
13. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на руководителей комплексов городского управления по направлениям деятельности.

Мэр Москвы

Ю.М. Лужков

Закон Московской области от 22.10.2009 N 121/2009-ОЗ Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области

ЗАКОН
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ДОСТУПА ИНВАЛИДОВ
И ДРУГИХ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ К ОБЪЕКТАМ
СОЦИАЛЬНОЙ, ТРАНСПОРТНОЙ И ИНЖЕНЕРНОЙ ИНФРАСТРУКТУР
В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
1. Настоящий Закон направлен на реализацию государственной политики в области социальной защиты инвалидов и других маломобильных групп населения с целью создания им равных с другими гражданами возможностей в осуществлении прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законодательством Московской области, и регулирует правоотношения в сфере обеспечения им беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области.
2. Закон разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", Градостроительным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области.

Статья 2. Основные понятия
Основные понятия, используемые в настоящем Законе:
инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты; маломобильные группы населения - лица, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, ориентировании в пространстве (инвалиды, лица пожилого возраста, беременные женщины, лица с малолетними детьми, в том числе использующие детские коляски, и другие лица, вынужденные в силу устойчивого или временного физического недостатка использовать для своего передвижения вспомогательные средства приспособления);
(в ред. Закона МО от 14.07.2011 N 119/2011-ОЗ)
социальная, транспортная и инженерная инфраструктуры - комплекс сооружений и коммуникаций объектов социального и культурно-бытового назначения, транспорта, связи, а также инженерного оборудования, обеспечивающий устойчивое развитие и функционирование объектов районов, городов, поселений, зон отдыха;
средства визуальной и звуковой информации - носители информации в виде зрительно различимых текстов, знаков, символов, световых и звуковых сигналов (в том числе информационное табло в форме "бегущей строки"), передаваемых лицам с нарушением функций органов зрения и слуха.

Статья 3. Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области, подлежащие оснащению специальными приспособлениями и оборудованием
1. К объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся:
жилые здания государственного, муниципального и частного жилищного фонда;
административные здания и сооружения органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области;
объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и другие); объекты образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения;
объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения;
гостиницы, отели, иные места временного проживания;
объекты спорта, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки;
объекты и сооружения транспортного обслуживания населения (железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, станции и остановки всех видов городского и пригородного пассажирского транспорта, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта);
здания и сооружения объектов почтовой связи;
производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда;
тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей;
прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории.
2. Состояние объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области должно обеспечивать свободный доступ к ним инвалидов и других маломобильных групп населения, удовлетворять их потребность в беспрепятственном передвижении в Московской области, а также соответствовать нормам и правилам, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

Статья 4. Перечень специальных приспособлений и оборудования для оснащения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области
1. Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими специальными приспособлениями и оборудованием:
средствами визуальной и звуковой информации;
специальными указателями около строящихся и ремонтируемых объектов;
звуковой сигнализацией у светофоров;
телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов;
санитарно-гигиеническими помещениями;
пандусами и поручнями у лестниц при входах в здание;
пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей, остановок городского и пригородного пассажирского транспорта общего пользования;
пандусами и поручнями у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров;
пандусами при входах в здания, пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в надземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей;
специальными указателями маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, парков и других рекреационных зон.
2. На автостоянках и в местах парковки транспортных средств должно выделяться до 10 процентов мест (но не менее одного места), наиболее удобных для въезда и выезда, для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Места парковки оснащаются специальными указателями. Инвалиды, а также лица, их перевозящие, пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

Статья 5. Организация доступности объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области для инвалидов и других маломобильных групп населения
1. Исполнительные органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, создают условия инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и беспрепятственного их передвижения в Московской области.
Разработка документации по планировке территории городов и других населенных пунктов, проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт зданий и сооружений, без приспособления и оборудования для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам инфраструктуры в Московской области не допускается.
Оснащение специальными приспособлениями и оборудованием действующих объектов для доступа и пользования инвалидами и другими маломобильными группами населения осуществляется в период проведения их реконструкции и планово-предупредительных ремонтов, если планировка позволяет осуществить эти работы, за исключением объектов, реконструкция и планово-предупредительный ремонт на которых начат до вступления в силу настоящего Закона.
Оснащение специальными приспособлениями и оборудованием объектов капитального строительства и реконструкции, начатым проектированием и (или) строительством, реконструкцией и не введенным в эксплуатацию до вступления в силу настоящего Закона, производится в соответствии с принятыми решениями о реализации бюджетных инвестиций и (или) разработанной проектной документацией.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
2. Правительство Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, при необходимости, разрабатывают перечень мероприятий или долгосрочные целевые программы по созданию условий беспрепятственного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к действующим объектам.

Статья 6. Финансирование мероприятий по созданию условий инвалидам и другим маломобильным группам населения беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур
Финансирование мероприятий по созданию условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Московской области и бюджетах муниципальных образований Московской области. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящихся к расходам бюджета Московской области и бюджетов муниципальных образований Московской области, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Участие общественных объединений инвалидов в решении вопросов приспособления объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур для инвалидов
1. Общественные объединения инвалидов имеют право на объективную, достоверную и полную информацию о степени доступности объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области для пользования инвалидами и о мероприятиях, изменяющих степень доступности.
Общественные объединения инвалидов вправе обращаться в исполнительные органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области с предложениями по улучшению доступности объектов инфраструктур для пользования инвалидами.
2. Исполнительные органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, привлекают представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов по их передвижению и адаптации на территории Московской области.

Статья 8. Контроль за обеспечением доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур
Контроль за состоянием объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и соблюдением предъявляемых к этим объектам требований, установленных нормативными правовыми актами, градостроительными нормативами, нормами и правилами, в части доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к указанным объектам, осуществляют центральные исполнительные органы государственной власти и государственные органы Московской области, уполномоченные Правительством Московской области.

Статья 9. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2011 года.

Статья 10. О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Московской области
Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
Закон Московской области N 232/2001-ОЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области";
Закон Московской области N 103/2006-ОЗ "О внесении изменения в статью 1 Закона Московской области "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области";
Закон Московской области N 200/2007-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области";
статью 5 Закона Московской области N 237/2008-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Московской области в части приведения их в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации".

Постановление Правительства РФ от 17.03.2011 N 175 О государственной программе Российской Федерации Доступная среда на 2011 - 2015 годы

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2011-2015 ГОДЫ
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.12.2011 N 1002, от 26.12.2011 N 1154)

В целях формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам, а также интеграции инвалидов с обществом и повышения уровня их жизни Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы.
2. Утвердить ответственным исполнителем государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы (далее - Программа) Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, соисполнителями Программы - Министерство культуры Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации и Федеральное медико-биологическое агентство.
3. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период предусматривать бюджетные ассигнования на реализацию Программы.
4. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации до 1 апреля 2011 г. внести предложения об актуализации Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, с учетом форм федерального статистического наблюдения, обеспечивающих получение сведений для характеристики результатов реализации Программы.
5. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации до 31 декабря 2011 г. разработать методические указания по реализации мероприятий, обеспечивающих доступность объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения, с целью последующего контроля их выполнения соисполнителями Программы.
6. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации до 15 апреля 2011 г. представить в установленном порядке предложения о внесении изменений в Программу с учетом методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации".
7. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать программы субъектов Российской Федерации, направленные на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, с учетом положений Программы.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2011-2015 ГОДЫ

СНиП 35-01-2001 ДОСТУПНОСТЬ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ (ACCESSIBILITY OF BUILDINGS AND STRUCTURES FOR PHYSICALLY HANDICAPPED PERSONS)

СП 59.13330.2012 ДОСТУПНОСТЬ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ (Accessibility of buildings and structures for persons with disabilities and persons with reduced mobility)

Пандусом называют наклонную плоскость для спуска и подъема транспорта. В некоторых домах приспособление является необходимым, так как с ним облегчается подъезд инвалидов и колясок с малышами. Не в каждом подъезде присутствует данная вещь, но ее можно установить. В законе есть правила, которые надо учитывать при установке пандуса для колясок в подъезде. Подробнее об этой процедуре рассказано в статье.

Что сказано в законе?

На каком основании можно установить пандус для колясок в подъезде? Закон содержит это право. В ст. 19 Конституции РФ сказано о равенстве прав и свобод человека, а также запрете социальной и прочей дискриминации. Всеми гражданами может использоваться помещение на общих основаниях, какое бы у них здоровье ни было. Это зафиксировано в ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». В ст. 15 и 16 сказано, что у инвалидов есть право доступа к социальной инфраструктуре: жилью, общественным зданиям, культурным организациям.

Обязанностью властей считается обеспечение условий, благодаря которым человек с ограниченными возможностями может посетить любое помещение. В случае нарушения данного права предусмотрена ответственность. В регионах есть местные документы, устанавливающие свободу передвижения инвалидов. По специальным нормативам выполняется проект, строительство и реконструкция помещений.

Общие сведения

Пандусом или съездом называют устройство, фиксируемое на ступеньках. Благодаря этому приспособлению люди в инвалидных колясках свободно передвигаются вверх и вниз. Изделие служит помощью и для перевозки детских колясок, багажа на колесах, велосипедов.

Существует 2 вида пандусов:

  1. Литой. Его считают стационарным, сплошным. Поручней может не быть, если изделие маленькое.
  2. Откидной. Устройство включает 2 металлические полосы, между которыми находятся ступеньки. Оно бывает складным или приваренным.

Есть приспособления, которые изменяются в размере. В них могут быть 2 или 3 секции. Литые изделия подходят для инвалидных и детских колясок. Установка должна выполняться специалистами, монтировать изделие они должны по нормам безопасности. Крепление без соблюдения требований считается незаконным. В этом случае налагается штраф, а изделие демонтируют.

Действия

Установка пандуса для колясок в подъезде требует поддержки органов власти. Для этого нужна воля хотя бы одного человека, но гораздо лучше действует коллективная заявка. К примеру, оформить заявление могут мамы, которым непросто спускать коляски. А если дом многоэтажный, то это становится еще сложнее.

Заявление на установку пандуса для колясок в подъезде надо подать в ЖЭК или управляющую компанию. Его составляют на имя начальника в 2-х экземплярах. Важно написать про установку приспособления в конкретном подъезде. Необходимо обозначить ссылки на законы.

Можно приложить фото лестницы, где требуется установить удобную вещь для детских и инвалидных колясок. Обращение отправляется заказным письмом или вручную. Затем надо ожидать ответ. Закон гласит, что заявки рассматриваются 30 дней. За это время выносится решение, которое оформляют письменно. Если оно положительное, то в течение нескольких дней происходит установка пандуса для колясок в подъезде.

Возможна ли самостоятельная установка?

В многоквартирных домах нельзя устанавливать пандус самостоятельно. Монтаж изделия выполняется по Также требуются разрешительные бумаги на саму вещь и установку. Данные вопросы регулируются руководством организации, которое выполняет обслуживание подъезда.

Если не были соблюдены нормы установки приспособления, то нужно произвести демонтаж. Ответственным будет главное лицо. В данной ситуации штраф будет составлять до 50 тыс. рублей.

Разрешение

С 2013 года в действуют изменения, по которым требуется получение разрешения 2/3 жильцов на установку пандуса для колясок в подъезде. Нужно составить заявление и подать в ЖЭК.

Эксплуатация крыльца и подъезда считается обязанностью ТСК. Заявление составляется на руководителя учреждения. Документ включает разъяснения по установке.

Жалобы

Отказ в установке пандуса для инвалидных колясок, а также детских может быть по причине узкого пролета - менее 2,5 метра. Ведь тогда будет сложно проходить остальным людям. Тогда необходим в подъезде откидной пандус.

Если обращение не было одобрено, надо написать заявление о нарушении прав. Документ следует подать в жилищную инспекцию, прокуратуру или учреждение по защите прав потребителей. Обжаловать бездействия каких-либо лиц можно в суде. Если решение не устраивает, можно подать жалобу в районный суд. Оспаривание выполняется на протяжении месяца. Жалоба поступает в городской суд. При пропуске этого срока составляется заявление с данной просьбой. Затем принимается решение по установке конструкции. Каковы размеры пандуса? Длина равна 50 см - 4 м. Может присутствовать 1-3 секции. Размер пандуса должен быть таким, чтобы проход коляски был свободным.

Аппарели

Часто в подъездах монтируют аппарели. Креплением служат ступеньки. Могут использоваться швеллеры и полозья, а также монолитная поверхность. Перед установкой важно учесть, насколько уменьшится лестничный марш. Если это жилое здание, то свободного места для прохода должно быть не менее 90 см.

Крепление откидного изделия

Пандус для колясок (детских и инвалидных) может быть не стационарным, а откидным. Его выбирают при менее 160 см. Изделие будет удобным для передвижения. К преимуществам конструкции относится:

  1. Установка на любых лестницах. Если нет места около стены, изделие крепят на ступеньках и перилах.
  2. Функционируют как стационарные модели, следует лишь перевести в открытое положение.
  3. В закрытом виде изделие не мешает.
  4. Эксплуатация простая: для открывания и закрывания нужно не более 10-15 секунд.
  5. Небольшой вес.
  6. В изготовлении применяется оцинкованная сталь, поэтому приспособление выглядит оригинально. Материал надежный и не требует специального ухода.

Часто крепят полозья размерами 40 х 190 х 40. Так как изделие лучше классического, то оно может использоваться для разного детского транспорта.

Установка

Как установить пандус в подъезде? Важно соблюдение следующих норм:

  1. В качестве материала не следует брать керамическую плитку, поскольку она скользкая. Выбирать его необходимо на основе участка крепления, так как во всех местах условия эксплуатации отличаются. Должны присутствовать параллельные поручни без острых граней. Угол размещения изделия нужен не более 8 градусов.
  2. Если выбирается стационарное изделие, то перед ним должна находиться площадка. Только тогда передвижение будет безопасно.
  3. Обязательно наличие перил, которые упрощают процесс спуска.
  4. Установка выполняется по СНИПу, что защитит от травмирования.

Во время изготовления изделия надо учитывать, для детских колясок пандус будет устанавливаться или для инвалидного транспорта. При проектировании важно помнить обо всех важных факторах, включая угол крепления.

Нормы

Чтобы конструкция была качественной, при ее установке следует соблюдать нормы. Они обозначены в СНИП 35-01-2001. Правила заключаются в следующем:

  1. Установка приспособления нужна, если перепад высот больше 4 см.
  2. Важно, чтобы угол наклона был 5 градусов.
  3. Пандус должен соответствовать используемым коляскам и включать площадки, поручни.
  4. Если технически не получается установить изделие под углом 5 градусов, то можно смонтировать его под 10.
  5. Ничто не должно усложнять выезд и въезд с пандуса.
  6. Если есть возможность установить двухстороннее изделие, то ширина пандуса должна быть 180 см. Это обеспечит комфорт проезда многих видов транспорта. А ширина пандуса одностороннего вида составляет 90 см.
  7. Если ширина изделия больше 300 см, то важно наличие поручня, который устанавливается посередине.

Требования по монтажу

Если длина изделия больше 9 метров, то следует проектировать оборудование, у которого есть промежуточная площадка. Это позволяет человеку отдохнуть на середине лестницы. В этом случае важно придерживаться следующих правил:

  1. Если изделие прямое, у него должна быть площадка в 90 см шириной и 140 см длиной.
  2. Если пандус с поворотом, то площадка должна быть квадратной (со сторонами по 140 см).
  3. При двухстороннем приспособлении ширина должна быть 140 см, а длина - 150.
  4. Если поворот равен 180 градусам, то ширина составляет 150 см, а длина - 180.
  5. У площадки должна быть прямоугольная форма.

Поручень считается обязательной деталью пандуса, которая помогает передвигаться без помощи. Поручни должны быть парными или одинарными, а также с разной высотой.

Согласно современным нормативно-правовым документам, строители должны заниматься проектированием и установкой конструкций в новостройках. Если дом построен давно, то всегда можно подать заявку на установку пандуса. Многоквартирные дома являются индивидуальными, у них свои особенности. Поэтому часто установка пандуса стандартным способом невозможна. Появляется необходимость проектирования нестандартных пандусов.

Часто в жилых домах монтируются швеллеры. Но это непрактичный вариант, поскольку ширина швеллера небольшая, а конструкция коляски имеет узкие передние колеса. Пандус - необходимое приспособление, но его установка не должна затруднять проход к своему жилью обычным людям.

Ограждения

Обязательно наличие ограждений, которые служат защитой от травм. Передвижение с этой деталью будет безопасным. Инвалидные пандусы, а также приспособления для детских колясок обычно находятся в зданиях социального и административного типа.

В офисах и компаниях тоже крепится изделие, так как клиенты могут быть с ограниченными возможностями. Во время установки важно учитывать, что ограждения должно подходить под обычную инвалидную коляску. В этом случае подъем разного транспорта будет удобным.

Соцзащита

Законом предусмотрена защита граждан, поэтому они могут обратиться по этому вопросу в специальный орган. Там следует составить заявление. Необходимо приложить где указано, что человеку нужно инвалидное кресло.

После регистрации заявки подается ходатайство в вышестоящий орган. Обычно приходят сотрудники для создания фотографий подъезда. На основе этого принимается решение, требуется ли пандус. При положительном решении для установки инвалидного пандуса присылают строителей.

Согласование работы

Во время установки конструкции лучше присутствовать дома. Для этого важно согласовать приходит строителей, чтобы замеры были сделаны при заинтересованных людях. Законом разрешена установка универсального изделия.

Необходимо проконтролировать, какой будет наклон. Он должен быть пологим, покатым. Конструкцию устанавливают по нормам. Важно, чтобы хорошо открывалась дверь.

Законом определены правила содержания подъезда. Жильцы платят за коммунальные услуги, поэтому важно соответствие подъезда некоторым требованиям. Все системы должны быть рабочими. В помещении должна быть чистота. Все неисправное меняют. Температура должна быть +16 градусов.

При необходимости выполняется ремонт. При авариях жильцы обращаются в диспетчерскую службу. В законе указаны нормы, по которым жилье признается непригодным для жизни. Решения по данным вопросам принимаются городской комиссией.

Прием работ

Любые виды работ, включая установку пандусов, должны выполняться под контролем. В этот период не должны пострадать остальные объекты. Мусор после этого вывозится за сутки. При нарушениях жильцы могут обратиться в управляющую компанию, помогает и жилищная инспекция. После этого назначается приемка. Недостатки устраняют в течение короткого времени.

Важно присутствие исполнителя, сотрудников управляющей компании, председателя, инспектора. Нужно составить акт приема работ. Необходимо убедиться, что все исполнено в полном объеме. Все аспекты вносятся в документ. После этого строительство является завершенным.

Пандусы находятся повсюду: на вокзалах, в магазинах, больницах. С ними можно свободно закатить инвалидную или детскую коляску.

У изделия должен быть поручень из прочных материалов, чтобы увеличить срок эксплуатации. Их края не должны быть опасными. Отказ от установки считается нарушением прав гражданина, поэтому власти обычно позволяют монтаж этого важного приспособления.

  1. Законодательством Российской Федерации установлены единые требования по обеспечению доступности жилых зданий для маломобильных групп населения. Жители всех регионов Российской Федерации имеют право на бесплатную установку пандусов для детских и инвалидных колясок и иных устройств доступности на внутриподъездных лестницах и лестницах на входах в подъезды.

ВАЖНО: Родители с детскими колясками также относятся к маломобильным гражданам!

  1. Если в вашем подъезде есть лестница на которой не установлен пандус или иное устройство доступности (подъемник и т.д.), а вам данное устройство необходимо — требуйте его установки. По законодательству пандус должны установить за счет ТСЖ, УК, ДЕЗ или иной структуры, в чьем управлении находится ваш дом.

Напишите заявление

Сначала необходимо заявить о своей потребности в структуру, управляющую вашим домом: это может быть управляющая компания, ТСЖ, ЖСК, ГУП ДЕЗ или ГБУ Жилищник.

Контакты управляющей вашим домом организации вы можете уточнить:

В заявлении должны содержаться следующие обязательные сведения:

  • ФИО заявителя, место его проживания, адрес для ответа на заявление /жалобу;
  • Суть заявления (отсутствие пандуса, затруднение доступа в жилое или иное помещение);
  • Основание для обращения (копия документа, подтверждающего получение инвалидности, рождение ребенка, достижение пенсионного возраста и т.д.)
  • Заявление желательно (не обязательно) дополнить основанием проживания в помещении (например, копией свидетельства о праве собственности или договора аренды)
  • Тип устройства доступности, которое вы хотели бы установить с приложением полной информации по данному устройству — в противном случае возможна установка неподходящего вам устройства, поменять, которое в дальнейшем будет чрезвычайно сложно.

ВАЖНО: Все прилагаемые документы перечисляются в заявлении и отправляются только в виде КОПИЙ.

Заявление на установку пандуса для детских колясок (Москва) — образец

Заявление на установку пандуса для детских колясок (Московская область) — образец

Заявление на установку пандуса для детских колясок для регионов РФ — образец.

Заявление на установку подъемника — образец

Заявление на установку пандуса для ивалидных колясок — образец

Приложите информацию по устройству доступности

В заявлении вы указываете подходящий тип устройства доступности (откидной или стационарный пандус, подъемная платформа), однако это не обязывает управляющую компанию установить именно этот вариант, для подтверждения вашего выбора — приложите подробную информацию с указанием технических характеристик, материала и стоимости.

ВАЖНО: при выборе подходящей модели устройства доступности следует учесть следующее:

  1. Для спуска и подъема детских колясок на внутриподъездных лестницах шириной более 2 метров возможно установить откидной пандус или стационарный пандус из швеллера.
  2. Для спуска и подъема детских колясок на внутриподъездных лестницах шириной менее 2 метров оптимально установить откидной пандус, который в закрытом состоянии сужает лестничный проем только на 5 см и не загромождает проход.
  3. Для спуска и подъема инвалидных колясок откидные пандусы не удобны за счет очень большого уклона (уклон пандуса = уклону лестницы), поэтому следует рассмотреть варианты установки подъемной платформы (подъемника) или сооружения пандуса для инвалидных колясок с более пологим уклоном.

Информация по откидным пандусам

Информация по стационарным пандусам из швеллера

Информация по пандусам для инвалидных колясок

Информация по подъемникам для инвалидов

Направьте заявление с приложениями в управляющую компанию

Направить заявление возможно двумя способами:

— отправив в адрес управляющей компании заказное письмо с уведомлением о вручении или передать лично в канцелярию.

— оставив сообщение на вашем региональном портале или через электронную приемную администрации. По опыту установки устройств доступности подобный вариант отправки заявления на установку пандуса достаточно действенный.

Для жителей Москвы жалобу можно написать на портале Москва Наш Город (gorod.mos.ru)

Для жителей Подмосковья на портале Добродел (vmeste.mosreg.ru)

Для жителей регионов РФ жалобу можно написать через электронные приемные администраций.

Наличие пандуса в жилом доме обусловлено потребностью маломобильных граждан, к которым относятся, в частности, инвалиды и лица с малолетними детьми, использующие детские коляски (ст. 1 Закона г. Москвы от 17.01.2001 N 3).

Поскольку в судебной практике нет единообразия по вопросу порядка установки пандусов в многоквартирных домах, рассмотрим один из способов его установки. Рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Проведите общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме

Владение и пользование общим имуществом МКД, к которому относятся в том числе лестницы, лестничные площадки и коридоры, осуществляется по соглашению всех участников общей долевой собственности (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 290 ГК РФ; ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

В связи с этим для решения вопроса об установке пандуса необходимо провести общее собрание собственников помещений в МКД (ч. 1 ст. 44 ЖК РФ).

Внеочередное общее собрание может быть созвано, в частности, по инициативе любого из собственников помещений. Оно будет правомочно, только если в нем примут участие собственники или их представители, обладающие более чем 50% общего числа голосов, а в жилищном кооперативе — если присутствуют более 50% членов кооператива (ч. 2 ст. 45, ч. 1 ст. 117, ч. 1.1 ст. 146 ЖК РФ).

В повестку дня собрания необходимо включить вопрос о необходимости установки пандуса.

Решения общего собрания собственников помещений в МКД по вопросам, поставленным на голосование, принимается большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в собрании собственников помещений МКД.

Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколом и являются обязательными для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании (ч. 1, 5 ст. 46 ЖК РФ).

Примечание.Поскольку российским законодательством инвалидам гарантируются условия для беспрепятственного их доступа к общему имуществу в МКД, отдельные суды приходят к выводу, что установка в МКД пандуса для инвалида не требует принятия соответствующего решения общим собранием собственников МКД (ч. 1 ст. 15 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ; п. 5.1 ст. 2, ч. 3 ст. 15 ЖК РФ; пп. «б» п. 14, п. 23 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649; Апелляционное определение Мособлсуда от 07.09.2016 N 33-24569/2016).

Шаг 2. Обратитесь с заявлением в организацию, осуществляющую управление вашим МКД

Управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, а также надлежащее содержание общего имущества в МКД. В свою очередь, надлежащее содержание общего имущества должно обеспечивать в том числе доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в МКД (ч. 1, п. 3 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ).

В зависимости от способа управления вашим МКД (например, управляющей организацией, ТСЖ, жилищным кооперативом) вам необходимо подготовить и подать в соответствующую организацию на имя руководителя заявление с просьбой установить пандус и указанием подъезда, где это необходимо сделать. К заявлению приложите копию протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Копию данного заявления желательно также направить в районную управу на имя главы районной управы или главы местной администрации.

По общему правилу срок рассмотрения заявлений граждан составляет 30 дней (ст. 12 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).

Шаг 3. Получите ответ на заявление

В письменном ответе на ваше заявление об установке пандуса должно быть указано принятое решение об удовлетворении вашей просьбы и установке пандуса с указанием сроков его установки либо мотивированный отказ в этом (ч. 1 ст. 10 Закона N 59-ФЗ).

Отказ может быть вызван, например, технической невозможностью установки пандуса по причине слишком узкого лестничного пролета.

Все необходимые технические параметры для проектирования и оборудования пандусов в жилых домах регламентированы СНиПом — СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Дождитесь установки пандуса или обжалуйте отказ в его установке

За защитой своих прав вы вправе обратиться, в частности, в прокуратуру или суд.

С целью осуществления надзора за соблюдением ваших прав подготовьте письменную жалобу в прокуратуру. Прокурор рассмотрит вашу жалобу и примет меры по пресечению нарушений ваших прав, а также привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон (ст. ст.

Установка пандусов для инвалидных и детских колясок в жилых домах

21, 26, 27 Закона от 17.01.1992 N 2202-1).

В случае отказа в установке пандуса вы вправе также обратиться в суд с иском, в частности, к организации, осуществляющей управление вашим МКД, об обязании ответчика установить пандус.

Связанные вопросы

Как провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме? >>>

Какие есть способы управления многоквартирным домом? >>>

Подготовлено на основе материала

адвоката Богаткова С.А.

Кто должен устанавливать пандусы в многоквартирных домах для инвалидов?

Новый сервис Строительные калькуляторы online

Вопрос:

Кто должен устанавливать пандусы в многоквартирных домах для инвалидов? За чей счет?

Ответ:

Согласно СП 59.13330.2012 (Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения) все здания и сооружения, которыми могут пользоваться маломобильные группы населения (МГН), должны иметь не менее одного доступного для них входа, который при необходимости должен быть оборудован пандусом или другим устройством, обеспечивающим возможность подъема инвалида на уровень входа в здание, его первого этажа или лифтового холла.

В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

Куда обратиться, чтобы установить пандус в подъезде?

Установка пандусов проводится за собственников многоквартирного дома.

В соответствии с п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ), управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно обеспечивать, помимо прочего, доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Тот факт, что здание было построено до начала действия СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», и актуализированной редакции данных СНиП — СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», не снимает с управляющей компании ответственности за обеспечение доступности многоквартирного дома для маломобильных групп населения.

Статья 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» гласит: организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны приниматься по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Сложившаяся судебная практика также указывает на обязанность управляющей компании по оборудованию многоквартирного дома пандусом для доступа маломобильных групп населения к занимаемым ими жилым помещениям.

Расходы на установку пандуса управляющая компания в таком случае может возложить на собственников помещений в многоквартирном доме в силу следующего.

Управляющая компаия осуществляет текущий ремонт и содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления (ст. 162 ЖК РФ).

ВАС РФ в Определении от 08.12.2011 г. № ВАС-15415/11 указал, что в плату за ремонт и содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, исходя из системного толкования ст. ст. 158, 162 ЖК РФ, п. п. 10, 16, 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденныхПостановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, входят только текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги.

Соответственно, собственниками должны быть компенсированы управляющей компанией все прочие работы, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть при определении объема работ по содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома.

Новый сервис Строительные калькуляторы online

Жители Москвы и Московской области имеют право на бесплатную установку в зданиях пандуса для детских и инвалидных колясок.
На основе указанных ниже документов подъезды жилых домов, а также любые общественные сооружения должны быть оборудованы пандусами для передвижения маломобильных граждан, к которым относятся граждане с детскими колясками. Если в вашем подъезде есть лестница, но нет пандуса - требуйте его установку!

Право на пандус бесплатно регламентируется следующими законодательными документами:
Закон г. Москвы от 17 января 2001 г. №3. «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы»
Закон Московской области от 22.10.2009 №121/2009-ОЗ (ред. от 14.07.2011) Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп н
аселен ия к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области

К сожалению, очень часто люди получают отказы на установку пандусов для детских и инвалидных колясок по причине узких лестничных пролетов - менее 2,5 м. В этом случае возможна установка откидного пандуса.


Порядок действий для бесплатной установки пандуса в подъезд

1. Заявление
Напишите заявление Председателю ТСЖ/Директору ГУП ДЕЗ вашего района.


Адрес, телефон и ФИО руководителя управляющей компании вы можете уточнить по ссылке www.gorod.mos.ru (введите в поле адрес вашего дома и нажмите на знак "поиск", вы перейдете на информацию о вашем доме, справа от карты выберете пункт "многоквартирные дома", появится информация о жилом доме, в правой части выберете пункт "управление домом", появится информация об управляющей компании - название, ФИО руководителя, контакты).

2. Информация о пандусе
Приложите к заявлению информацию по пандусу, который вы хотели бы установить.
Если вы планируете установку откидного пандуса, приложите к заявлению информацию по откидным пандусам. Если этого не сделать, то вам могут отказать в установке, ссылаясь на узкий лестничный пролет, или установить неудобный самодельный пандус.
Откидной пандус. Информация
Пандус для инвалидов. Информация

3. Передача заявления с приложениями
Возможно два варианта: уведомить лично/письмом или написать на городском портале.
1) Отправьте заявление с приложениями заказным письмом с уведомлением о вручении. Уведомление необходимо сохранить. Или лично отнесите заявление в двух экземплярах и попросите принимающего заверить ваш экземпляр - поставить на нем номер, дату, печать и подпись с расшифровкой. Это будет служить доказательством вашего обращения. Именно от этой даты будет считаться срок 30 дней, в течение которого по законодательству РФ должно быть принято положительное решение и произведена установка пандуса или получен официальный отказ.
2) Написать обращение на установку пандуса на портале, созданном по инициативе Мэра Москвы www.gorod.mos.ru . По правилам портала при обращении через портал Вы должны получить ответ и решение вашего вопроса в течение 8 дней, либо мотивированный отказ. Наша практика показывает, что данный метод работает эффективно.

Важно

Обратите внимание, в упоминаемом выше законе Москвы №3 от 17 января 2001 г. в Статье 5 указано, что окончательное решение о невозможности установки пандуса может быть вынесено только судом. В этой же статье говорится о том, что финансовые затраты на установку пандуса ложатся на собственников и балансодержателей объектов, т.е. в случае установки пандуса в подъезде - на управляющие компании или на кооперативы.

Пандус – это наклонная площадка, которая соединяет собой две горизонтальные плоскости, имеющие различную высоту. Обеспечивает для колесного транспорта возможность перемещения с одной плоскости на другую. В повседневной жизни чаще всего используется пандус для колясок, инвалидных или детских. Является самым распространенным средством, позволяющим человеку с ограниченными двигательными способностями преодолевать лестницы, пороги и прочие возвышенности. Установить пандус можно на улице, в подъездах, метро и прочих общественных местах.

Какие пандусы бывают. Виды конструкций и устройство

Наиболее распространены следующие виды пандусов:

Стационарные

Стационарные пандусы — это несъемные конструкции, которые рассчитаны на эксплуатацию продолжительное время. Устанавливаются чаще всего снаружи здания. Как правило, представляют собой две полосы металлического швеллера, уложенные параллельно друг другу и оснащенные поручнями. Может также изготавливаться из бетона.

Откидные пандусы для колясок

Откидной пандус для колясок — подвид стационарных изделий, который может «откидываться», освобождая проход или лестничный марш. Обычно их используют в подъездах, частных домах и других местах с ограниченным пространством, где несъемная модель помешала бы свободному передвижению людей.

Устройство пандуса
Конструкция крепится к стене или перилам, идущим вдоль лестницы, при помощи петель, щеколд и прочих замков. Для спуска или подъема коляски достаточно освободить защелку и уложить пандус на лестничный марш.

Видео: откидной пандус в подъезде

Съемные пандусы

Съемные пандусы отличаются своей мобильностью и гибкостью в эксплуатации. За счет маленького размера, складной конструкции и легких материалов без труда транспортируются в детских или инвалидных колясках. По типу устройства пандуса различают три категории:

  • раздвижные телескопические;
  • рампы — пандусы для порогов;
  • ролл-пандусы.

Телескопический пандус

Телескопический пандус представляет собой две аппарели, которые способны раздвигаться, увеличивая свою длину в 2 и более раз. В собранном состоянии изделие занимает минимум места. Очень удобен для преодоления парапетов, лестниц, подъема колясок в автомобиль и других целей.

Рабочая поверхность покрывается противоскользящим материалом во избежание скатывания коляски или выполняется из рельефного металла.

Модели отличаются между собой максимальной длинной аппарелей, грузоподъемностью и шириной направляющих. Так, в сложенном виде, раздвижной пандус может выдерживать до 400 кг.

Рампа — пандус для порогов

Рампа для колясок имеет сравнительно небольшие размеры и предназначена для преодоления порогов, бордюров и прочих небольших препятствий. Складной пандус отличается легкостью конструкции и быстротой установки.

Ролл пандус

Ролл пандус имеет высокотехнологичный каркас, который может сворачиваться как коврик. В сложенном состоянии такое изделие практически не занимает места. В доме, где есть маленький ребенок, может применяться как пандус для детских колясок.

Видео: ролл пандусы в деле

Параметры и размеры пандуса для колясок

Главным параметром пандуса для инвалидов является уклон рабочей плоскости. Измеряется в процентах и представляет собой отношение высоты (Н), на которую он позволяет подняться, к длине его горизонтальной проекции (L).

Если принять L=1000 мм, Н= 100 мм, то угол наклона пандуса составит 10%.

Рабочая поверхность изделия, по которой движется коляска, называется маршем. Длина марша – еще один важный размер пандуса.

По действующим нормам ГОСТ и требованиям СНиП величина Н не должна быть больше 80 см при перемещении по прямой (L) на метр. То есть 8% – это максимальное значение уклона пандуса для инвалидных колясок. Исключение составляют те случаи, когда подъем не превышает 20 см. Тогда возможно увеличить угол наклона до 10%. В остальных случаях, для спуска или подъема, людям с ограниченными физическими возможностями требуется посторонняя помощь.

В зависимости от веса, габаритов и размеров колесной базы коляски, выбирается общая ширина пандуса для инвалидов и его аппарелей. Направляющая должна свободно умещать колесо транспортного средства. Конструкции с единой рабочей поверхностью обладают повышенной жесткостью и грузоподъемностью.

Проектирование пандуса: нормы СНиП и требования ГОСТ

При проектировании пандуса крайне важно соблюдать стандарты, нормы СНиП 35-01-2001 и учитывать требования ГОСТ Р 51261-99, чтобы в последствие избежать проблем с оформлением документов на изделие.

  • Обязательно наличие горизонтальной площадки перед подъемом. Она должна иметь размеры, которые дадут возможность подъехать к аппарелям и остановиться, то есть не меньше, чем габариты коляски. Такая же площадка нужна в конце спуска, чтобы человек имел возможность освободить руки для каких либо действий.
  • Ширина пандуса для одностороннего движения должна составлять не менее 90 см. Для двустороннего – не менее 1,8 м. Поскольку на двусторонней конструкции человек может держаться за поручни только с одной стороны, рекомендуется уменьшить уклон пандуса до 6,7%, либо оборудовать изделие дополнительным поручнем, стоящим посередине.
  • Если пандус состоит из нескольких частей, например, установлен на лестницу с двумя пролетами, необходимо наличие промежуточных площадок, размеры которых дадут возможность развернуть коляску. Глубина площадки должна быть не менее полутора метров, а ширина равняться удвоенной ширине марша.

Особые требования к поручням пандусов:

  • ограждения для пандусов обязательны при высоте подъема более 150 мм или длине 1,8 м;
  • должны находиться с двух сторон и быть длиннее самого пандуса не менее, чем на 30 см;
  • диаметр поручней может изменяться в пределах от 30 до 50 мм;
  • поручень пандуса для колясок должен быть круглым и составлять непрерывную линию по всей длине изделия;
  • рекомендуется делать двойной поручень с высотами 60 см и 80 см. Если предполагается передвижение на коляске ребенка, то возможно ограждение высотой 50 см;
  • по краям конструкции обязательно наличие бортика, высота которого не меньше 5 см. Он необходим для того, чтобы колеса инвалидной коляски случайно не соскользнули.

Помните о том, что пандус, установленный с нарушением норм, может быть опасен как для самого инвалида, так и для окружающих.

Как сделать пандус своими руками

Пандусы нужны не только людям с физическими ограничениями, но и мамам, живущим в многоэтажных домах и гуляющим с коляской по улицам. В любом случае, чтобы свободно передвигаться с коляской, можно сделать пандус своими руками.

Металлический пандус

Мы изготовим откидной металлический пандус для лестницы, который можно установить в подъезд, на крыльцо или любое другое место. Для этого нам понадобится:

Петля крепится к низу пандуса с помощью болтов с потайными шляпками. Удлиняющая пластина по ширине совпадает с петлей, а длина ее должна быть достаточной для того, чтобы конструкцию можно было прислонить к перилам. Размеры выемки в удлиняющей пластине должны быть больше, чем поперечное сечение лестничного ограждения.

Общий вид конструкции показан на чертеже пандуса:

Полосы швеллера крепятся на расстоянии, равном расстоянию между колесами коляски. При этом скрепляющие распорки должны располагаться как можно ближе к подступенкам лестницы, чтобы человек, везущий коляску, не запнулся за них. Данная конструкция крепится к перилам с помощью петель, удлиняющих пластин и крепежа.

Чтобы закрепить откидной пандус на перилах лестницы, делается петелька для цепи или замка. Если изделие фиксируется на стене, как альтернативный вариант, можно установить шпингалет, который будет держать пандус. Это незамысловатое устройство отлично справляется со своей задачей.

Деревянный пандус своими руками

Аналогичный пандус для инвалидных колясок, но немного сложнее, материалом для которого служит дерево. Предназначен для лестницы, имеющей перила с двух сторон или перила и стену. Устройство отлично подойдет для установки в подъезде.

Откидной пандус изготавливается в виде двух створок, крепящихся с помощью петель к перилам лестницы. Аппарели выполняются из деревянных досок, размер которых зависит от длины лестницы и габаритов коляски. Ширина створок такова, чтобы в опущенном виде между ними оставался небольшой зазор, который даст возможность пройти человеку, везущему коляску.

В поднятом состоянии обе створки крепятся к перилам с помощью замков. Если обратную сторону пандуса отделать соответствующим образом, то в откинутом виде он будет выглядеть, как ограждение лестницы. Дерево можно покрыть лаком, но при этом надо помнить, что рабочая поверхность не должна быть скользкой.

Как сделать бетонный пандус

Самый надежный из всех видов конструкций и самый долговечный. Однако спроектировать и сделать бетонный пандус своими руками довольно сложно. Постройка изделия имеет несколько этапов:

  1. Сделайте углубление у кромки пандуса, где он будет наиболее тонким. При заливке бетонном, это увеличит толщину и не даст потрескаться или отколоться краям конструкции. В идеале делать заглубление по всей площади.
  2. Подготовка опалубки для сооружения бордюров. Создание в опалубке песчано-гравийной подушки, армирование и заливка бетоном. В результате получается два несущих бордюра, которые определяют пределы нашей конструкции.

    Такие бордюры выступают как ребра жесткости и не дают сооружению расползтись в стороны. Иногда, можно обойтись и без них. В таком случае сделайте опалубку для всего пандуса и сразу переходите к пункту «3».

  3. Между бордюрами опять же формируется песчано-гравийная подушка: вначале засыпается и утрамбовывается песок, затем добавляется гравий и все еще раз трамбуется. Толщина прослойки зависит от высоты сооружения в данной точке. При создании подушки необходимо оставить порядка 10 см для арматуры.
  4. Устанавливается арматурный каркас и заливается бетон. Рекомендуется использовать бетон марки не ниже М300.

Пользоваться конструкцией можно только после того, как раствор полностью затвердеет.

Чтобы избежать растрескивания бетона, необходимо, чтобы верхние и нижние его слои затвердевали равномерно. Для этого уже подсохший верхний слой поливается водой и накрывается полиэтиленом. Если же поверхность все же дала трещины, необходимо заделать щели с помощью цементной стяжки.

Сооружение обязательно оборудуется ограждениями для пандусов. Стойки под них можно вставить в еще не полностью застывший бетон или уже позже сделать отверстия и установить в них перила, после чего укрепить их раствором.

Отделка пандуса

Можно придать изделию более привлекательный вид, отделав его плиткой. Надо помнить, что это пандус для инвалидов и поверхность не должна быть скользкой, поэтому не рекомендуется использовать керамическую плитку, даже если она предназначена для облицовки полов. Лучше взять клинкерные или керамогранитные модели. Если пандус для колясок расположен на открытом воздухе, лучше всего подойдет тротуарная плитка или природный камень.

Лучшие статьи по теме